Владимир Дэ:  Картина - это всегда портрет художника


 

Картины этого художника из Азова вызывают споры,

 

воспринимаются неоднозначно:

 

от резкого неприятия

 

до восторга...

 


 

-Владимир, так что же скрывается за лДэ╗: это действительно ваша фамилия или псевдоним? И если псевдоним, то почему выбран именно такой? Поразить публику, привлечь к себе внимание?..

- Когда я вышел на столичную арену, то увидел, что на ней уже есть четыре художника с фамилией Дмитриев. Я был пятым. Ну, привлекают внимание, конечно, картинами, а вот просто избежать путаницы хотелось бы. И я стал Владимиром Дэ.

 

- Для знакомства, как полагается, расскажите немного о себе.

- Родился в 1946 году в Азове, в семье учителей. Кем только ни работал! Самая колоритная должность - конюх-возчик. Окончил техникум и два института.

В 1989 году начал продавать свои произведения. Сразу в США. И с тех пор занимаюсь только живописью. Самым большим своим достижением считаю то, что в двух каталогах художественных Международных национальных ярмарок есть мои произведения. Таких художников у нас всего семнадцать, из них половина живет в эмиграции, половина в столице и только я - в глубинке России. Это - без похвальбы.

 

- Вы работаете в своеобразной манере - выходец из так называемого андеграунда. С какого времени вы серьезно обратились к лдругому╗, лновому╗, лподпольному╗ искусству? И что вас к этому подтолкнуло?

- Я сразу начал работать в такой манере. К счастью, у меня сохранились мои первые работы, видно, что за многие годы манера почти не изменилась.

Андеграунд - это просто то, что никогда прежде не было нужно. А потом, не надо забывать: путь серьезного художника в любой стране достаточно сложен.


 

Просто у художника существует физиологическая потребность писать картины и получать от этого удовольствие.

 

 


 

- Кого вы считаете своим учителем? И вообще, какое художественное течение вам ближе по вашему стилю, духу? Или вы есть лсам╗, ваше творчество есть лновая╗ школа?

- Я считаю главным для художника не сумму профессиональных навыков, а внутреннее содержание. Картина - это всегда отражение духовного мира автора.

И как ни парадоксально это звучит, как художник и личность, я сложился в механическом техникуме, куда поступил в 14 лет. Годы, проведенные в нем, и были годами становления. А что касается определенного течения, которое ближе, - то такого нет. Для меня важны только качественные критерии. У меня есть любимые художники - от наскальной живописи до наших дней. И, конечно, есть я - лсам╗.

 

- Откуда вы черпаете лсюжеты╗ своих картин?

- Из жизни. Возьмем хотя бы мою серию работ лЛеды╗.

Сейчас широко стала распространяться фраза лзаниматься любовью╗, которая меня коробит. Ни один из русских писателей эту фразу не использовал, потому что в русском языке ллюбовь╗ подразумевает чувство духовного порядка. Вот потому я решил поработать над этой темой. Она классическая. Так что можно считать, что эта серия картин родилась из чувства протеста.


 

 

 

В провинции больше времени для раздумий и работы. Да почти вся русская культура создана в провинции!

 

 


 

- Ясно, что не всем лпонятно╗ ваше творчество, и потому вопросы - для кого вы пишете, кто ваш зритель, поклонник? Может быть, вы работаете исключительно для элиты, для снобов?

- Я не согласен. Эрудированная, хорошо подготовленная публика - это совсем не снобы, это просто люди, с которыми интересно общаться. Но работаю я для себя, из чувства внутренней потребности; от работы я получаю удовольствие.

Игорь Стравинский правильно как-то сказал, что он свои произведения пишет для себя и второго гипотетического ля╗. После того, как я начал заниматься живописью, привез из столицы ксерокопию работы Фрейда лПо ту сторону принципа удовольствия╗, и она произвела на меня сильное впечатление. Я перескажу, как ее тогда понял. Каждый человек живет, руководствуясь двумя принципами: удовольствия и реальности. Конечно, любой человек хочет все время получать удовольствие, и когда он может, он его получает, а когда не может - вступает в действие принцип реальности. Например, надо заработать, чтобы в дальнейшем опять иметь возможность получать удовольствие. Ну, а по ту сторону принципа удовольствия стоит смерть.

Видите ли, когда художник работает, он должен получать удовольствие, а если он думает, как бы сделать так, чтобы эту картину купили, то это уже принцип реальности, а уж опуститься до уровня массовой культуры... Ну, какое в этом может быть удовольствие?! Тем более, если учитывать, что я и в самом деле люблю лсвою образованность показать╗.

 

- Предметы, которые изображены на ваших картинах, далеки от оригинала. Если бы вас упрекнули в этом, то, как бы вы ответили?

- Знаете, в молодости я очень болезненно воспринимал критику, поскольку над моими занятиями в области живописи потешались. Известно, что невежество всегда агрессивно. Моя работа сейчас и состоит в том, чтобы объяснять людям то, что им трудно понять.

 

- Не являются всевозможные модернистские, лдругие╗ течения (импрессионизм, авангардизм, сюрреализм, дадаизм, кубизм и прочие как бы вызовом, протестом тому каноническому, традиционному, иначе - реалистическому методу в искусстве?

- Модерн - это означает новое. Все перечисленные течения - уже история, причем начала века. Когда-то эти направления и служили вызовом, но не сейчас. А потом, что такое реализм? Понимаете, цветок невозможно нарисовать лучше, чем он есть, то есть любое изображение - это только приближение к оригиналу, ближе или дальше, то есть это уже не цветок, а картина, которая красива сама по себе и приобретает много качеств, которых цветок не имеет. И картина никаким вызовом являться не будет.

 

 

    Художник - это слепок

со времени и места,

 котором он живет.

 


 

- Вы, конечно, знаете о выставке в Манеже в 1962 году, которую посетил Н.С.Хрущев. На ней были представлены и работы группы художников-абстракционистов студии под руководством Элия Белютина. Рассматривая их картины (извините, далее будут следовать несколько грубые слова, но это дословная цитата), лНикита Сергеевич молчал около двух минут, а затем громко, с ненавистью произнес: лГовно!- И, подумав, добавил: - Пидарасы╗ (из воспоминаний художника Л.Рабичева). Так вот, если бы, например, выставку ваших картин увидел, ну, скажем, самый главный человек в России, то, как бы он, по-вашему, отреагировал?

- К сожалению, практически все люди, управляющие нашей страной, имели нулевой уровень культуры, чтобы в этом убедиться, достаточно прочесть, что они говорили об искусстве. Для меня умный человек начинается с понимания мысли Сократа: лЯ знаю одно, что я ничего не знаю╗, как и культурный, с осознания того, что человеческая культура развивалась тысячелетиями, и пути развития современной культуры достаточно сложны, специалисты и те не в состоянии разобраться, - и какие-то взаимоисключающие оценки всерьез воспринимать нельзя.

До какого же уровня надо опуститься, если слово линостранец╗ у нас стало синонимом того, что он умнее и лучше, а эмиграция приобрела неприличные для страны размеры, все посольства отбиваются от наших людей.

Что касается Хрущева, то когда у него появилось время для раздумий и он взглянул на себя со стороны, то очень жалел о происшедшем. И, кстати, памятник на его могилу сын заказал одному из скульпторов, характеристику которого ты цитируешь.

 

- На той же выставке была представлена и работа Роберта Фалька лОбнаженная╗, на которую в то же время давались и такие, например, отклики: л... вызывает раздражение картина Р. Фалька лОбнаженная╗ с ее циничным выпячиванием уродства╗. К чему я это? А к тому, что на ваших картинах образ обнаженной женщины не пробуждает у некоторых зрителей "положительных╗ эмоций в связи с тем же лвыпячиванием уродства╗. Что вы на это скажете?

- Все дело в том, что, по-моему, женщины на моих картинах очень красивы, непонятны и загадочны. Я могу длительное время любоваться ими. Да и есть люди, которые тоже считают их очень красивыми.

 

-И последний вопрос. Так все-таки, Владимир, вы уже уверенно идете по лдороге к храму╗ или пока еще только лстараетесь╗?

- Мои слова из буклета к ярмарке звучат так: лМы стараемся идти этой дорогой, но...╗ Так и хотелось добавить: это очень трудно.

Дело в том, что я сталкиваюсь с таким упрощенным мнением, что картину написать легко. Ну, мол, подумаешь,  дано человеку от природы, взял, написал, выставил, и все захлопали в ладоши. Это не так. Интерес для искусствоведов представляет только новое и оригинальное, а представь - сколько создано за тысячелетия... Так что пока я только лстараюсь╗...

                                                                                                         Беседовал Сергей ЧЕКАЛИН

 

 
Хостинг от uCoz