- У меня в
руках учебник со множеством иллюстраций, в том числе и очень
качественных цветных. Я Вас поздравляю! Как Вы прокомментируете это
событие?
- Жизнь наполнена радостью, когда в мире так много красоты. Я считаю,
что такое видение жизни дает МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. Верю, что
людей, знающих ее, будет все больше и больше.
В соответствии с новым Федеральным базисным учебным планом в 2006/2007
учебном году во всех школах в старших классах как обязательный вводится
предмет лМировая художественная культура╗ (МХК). А школам, которые
готовы к этому, Министерство образования рекомендует обучать детей МХК
уже в этом учебном году. Эти школы могут подарить детям целый год жизни
уже в другом пространстве. Вакуум, который существует у ребенка в
познании мира, надо заполнять культурой, иначе он будет заполнен иным, с
чем потом надо будет бороться. А поскольку Министерство рекомендует
школам пользоваться только учебниками, имеющими гриф, то мой учебник
оказался очень кстати.
- То есть
Вы хотите сказать, что несмотря на то, что Ваш учебник принадлежит к
серии лСреднее профессиональное образование╗, он полностью подходит для
школ?
- Да, именно так. Курс МХК будет изучаться в старших классах
общеобразовательной школы, а по возрасту Ц это студенты младших курсов
колледжей, техникумов, училищ. Одинаковое количество часов, отводимое
для изучения МХК, одни особенности возраста.
- А что такое лгриф Министерства образования России╗? Расскажите, что
это значит?
- Гриф дает книге официальный статус учебника и означает рекомендацию
Министерства к его использованию в образовательной практике. Пройти все
экспертные советы и получить гриф необыкновенно сложно. Гриф дается для
того, чтобы учебные заведения не работали, как часто сейчас бывает, по
книгам, которые не соответствуют требованиям современности, ведь сегодня
так много некачественной книжной продукции и не все издаваемые книги
приносят детям пользу.
- У этого учебника, конечно, есть своя история. Какова она? С чего все
началось?
- Видимо началось все в 1986 году, когда по своей инициативе я начала
проводить первые уроки мировой художественной культуры. Тогда был острый
дефицит учебной литературы по
культуре, теме для нашей страны новой.
Начинала, как говорится, с нуля. Все Ц от содержания этого курса до
технологии преподавания приходилось разрабатывать самой. Потом была
стажировка
в Эрмитаже, аспирантура в Москве. А в 1994 году уже была
издана большим тиражом моя авторская программа курса МХК.
В это же время я начала работать
искусствоведом галереи лЮла╗ Владимира
Дэ. Босс и обнаружил у меня в столе рукопись книги о культуре ХХ века,
пролежавшую там два года. Он прочел ее, отредактировал, оформил, и
Международная федерация художников ЮНЕСКО в рамках программы ЮНЕСКО лК
культуре мира╗ издала ее. В то время концепция галереи лЮла╗ уже
состояла в том, что любая культурная акция должна иметь и
образовательный контекст.
- Да, я помню, в нашей газете проходил материал по поводу этого события.
А статья в ростовской прессе даже называлась лЧем азовчане блеснули
перед парижанами╗.
- Это была одна из первых в стране учебных книг о культуре ХХ века. За
это столетие в нашу жизнь вошли кинематограф, телевидение, электронная
запись и передача изображений, спутниковое вещание, компьютерная графика,
Интернет. Это совсем новый мир, новая эстетика, новая культура. А в
нашей стране в школе этому учили только отдельные
преподаватели-энтузиасты.
Тогда, в 1997 году, казалось, что отсутствие в нашей стране информации о
современной культуре Ц дело временное, и очень скоро появится много книг
о культуре ХХ века.
Мой учитель Борис Петрович Юсов Ц директор Центра эстетического
воспитания Российской академии образования, познакомившись с книгой лКультура.
ХХ век╗, высоко оценил ее и убедил меня написать книгу по всем разделам
культуры. лТакой учебник нужен╗, Ц сказал он. И я начала работать над
книгой, которую Вы сейчас держите в руках. Это необыкновенное ощущение,
когда целиком погружаешься в мир культуры!
- Теперь понятно, почему свой труд Вы посвятили своему учителю.
Расскажите о нем подробнее.
- Борис Петрович Юсов Ц член-корреспондент Российской академии
образования, профессор, доктор педагогических наук - блестящий ученый,
уникальный педагог, глава прогрессивной научной школы эстетического
воспитания. Около двадцати лет был Директором Международных выставок
детского художественного творчества, руководил Всесоюзным экспериментом
по созданию новых программ по изобразительному искусству (в результате
предмет лРисование╗ стал называться лИзобразительное искусство╗). Им
разработана современная Концепция образовательной области лИскусство╗.
Скромный, открытый, прямой, имеющий планетарное мышление и удивительное
понятие Чести и Достоинства. Коллеги и единомышленники между собой
называли его Вернадским художественной педагогики, а его педагогику
Культуры Ц лквантовой педагогикой╗, основанной на теории тонких
взаимодействий. Борис Петрович был моим научным руководителем в Москве в
аспирантуре. Его научную идею об интеграции разных видов искусств я
постоянно использую в своей практике.
Встреча с такими людьми Ц это большая удача в жизни! Для меня он всегда
будет образцом истинной интеллигентности. А мое посвящение - это лишь
малая доля того, что ученик может вернуть своему Учителю.
- Да, такая позиция вызывает уважение. Но как Ваш
учебник сразу взлетел на вершину книжных хит-парадов? Надо сказать, что
это случай в истории нашего города беспрецедентный.
- Этот учебник Ц проект галереи лЮла╗ (а все проекты галереи для нашего
города беспрецедентны). Азовский мэтр Владимир Дэ занимался
редактированием этого учебника, сделал весь иллюстративный материал Ц
более ста иллюстраций внутри текста и 16 страниц оригинальных цветных
вкладок, вел переговоры с издательствами, кстати, через Интернет.
Оригинал-макет был авторским, то есть моим. Издательство получило весь
учебник в цифровой форме на СD, полностью готовый для типографии.
Работая над книгой, я хотела одного: чтобы студентам и школьникам было
легче и увлекательней изучать мировую художественную культуру. Я писала
книгу для них. Владимир Дэ сразу сказал издательствам, что мы делаем
бестселлер, а он в прогнозах никогда не ошибается. Четыре московских и
два ростовских издательства предлагали нам издать эту книгу. Выбрали лФеникс╗.
Но мы не ожидали, что успех придет так быстро. А что касается рейтинга,
то ведь понятно, что он подвержен изменениям. Даже группа лБитлз╗ не
всегда была на верху хит-парадов. Мой учебник поднялся на вершину сразу
после своего появления, что говорит просто о том, что сегодня нашей
стране такой учебник нужен. Конечно, это Ц удача!
- К сожалению, общественное сознание чаще всего
или связывает культуру с развлечением, полагая, что в ней компетентны
все, или считает, что ею должны заниматься узкие специалисты.
- Вы правы. Я предлагаю всем вспомнить, не приходилось ли вам испытывать
дефицит знаний в момент посещения картинной галереи или концерта в
филармонии? Многие ли могут самостоятельно оценить незнакомое
произведение, понять его внутренний смысл и испытывать огромное
эстетическое удовольствие от общения с ним?
Если не лукавить, то ведь очень часто люди думают примерно так: лНичего
не понимаю. Не чувствую. Ерунда какая-то. Не лучше ли сделать вид, что
искусство не люблю вообще, чем выглядеть глупцом?╗ И вот уже сделан
вывод, что искусство Ц прерогатива узких специалистов, а в обычной жизни
оно не обязательно.
Странная жизненная позиция. Философ Ортега блестяще описал ее, назвав
характеристикой толпы. Но Ортегу, к сожалению, читают немногие.
Когда мы вникаем в смысл этих слов, то начинаем понимать: что-то очень
важное, необходимое каждому из нас в повседневной жизни как некий
ориентир, мы недополучили. Где? Когда? В школе, в старой системе
образования.
Результат прошлого отношения к культуре мы ощущаем сегодня во всем, ведь
культура Ц это не только музеи, это - качество нашей жизни. Сегодня мы
просто задыхаемся от насилия, лжи, коррупции, культурного убожества и
очень многого другого. Все эти явления нашей жизни объяснимы: если
культура не входит в жизнь ребенка, то, став взрослым, он превращается в
маргинала.
- Каким
может быть будущее эстетического воспитания?
- Три варианта возможны сегодня: вернуться к тоталитарно управляемой
государственной школе, принять на вооружение евро-американскую систему
рыночного типа или построить перспективную российскую модель. Я -
сторонница последнего варианта.
Образование должно учесть, что нация всегда живет в своем типе культуры.
Через ментальность, воспитание люди получают определенный круг
представлений и ценностей, которые и делают их похожими Ц людьми своей
страны, своей культуры.
- А как обстоят дела с изучением МХК в других
странах мира?
- Во всех цивилизованных странах дети изучают мировую культуру. В Японии,
например, в школьном расписании каждый день есть предметы искусства Ц
музыка, изобразительное искусство, театр, скульптура или дизайн. Летом в
галерее лЮла╗ была встреча с гостями из Нидерландов. Они рассказали, что
в странах Скандинавии дети изучают только современный этап мировой
художественной культуры (с 1945 года!). Это обязательно для всех. А все
остальные этапы истории культуры дети могут изучать уже за отдельную
плату. Гости галереи заявили, что считают такой подход неправильным и
пытаются изменить это положение.
- Эстетическое развитие наших детей - это проблема
учителей, родителей или управленцев образования?
- И учителя, и управленцы Ц тоже родители. А все родители хотят сделать
жизнь своих детей лучше и интуитивно чувствуют то, о чем я пишу, ища
выходы на уровне доступных им средств. лПусть наши дети будут лучше нас╗,
Ц говорят они. Но понятие ллучше╗ должно быть конкретно и осязаемо.
На развитие ребенка надо смотреть через пространство Культуры, потому
что ребенок начинает осознавать мир прежде всего эстетически. Мы часто
говорим о вундеркиндах, восхищаемся ранним проявлением таланта (всюду
ища маленьких Моцартов). Хотя на самом деле не у двух-трех, а у всех
детей самый мощный способ связи с внешним миром происходит именно с
эстетических позиций. Это главное. И это ключ ко всей педагогике
развития ребенка. На этой основе должна строиться программа развития
ребенка, начиная с его появления в мире и развития его отношений со
взрослыми, с окружающей средой.
Я убеждена в том, что помочь родителям в воспитании детей может, конечно
же, и мой учебник (даже если ребенок и не изучает этот предмет в школе).
Это просто увлекательное чтение для всех, кто хочет приобщиться к
культуре.
- В нашей газете неоднократно печатались Ваши
искусствоведческие статьи. Вы Ц не только преподаватель культурологии и
МХК, но и
искусствовед галереи лЮла╗ Владимира Дэ. Очень органичное
сочетание. Скажите, это случайное совпадение?
- Думаю, что нет. В детстве, когда мне было девять лет,
Владимир Дэ был
моим тренером по плаванию. Авторитет его был непререкаем, а методы
довольно жесткими, но надо признать Ц эффективными. Вся наша группа
готова была идти за ним и в огонь, и в воду (а вода часто была очень
холодной!) Я, как самая младшая в группе, могла покапризничать, и тогда
он меня просто выбрасывал в воду (я тогда помещалась у него на ладони).
Но я до сих пор помню наизусть стихи Бодлера и Вийона, которые он нам,
детворе, читал после тренировок.
Спорт не стал моей профессией, а вот с настойчивостью,
целеустремленностью и трудолюбием благодаря тренеру у меня все в порядке.
Через четверть века я начала работать искусствоведом в его галерее лЮла╗,
он уже был известным художником и специалистом по искусству, эрудиции
которого можно только позавидовать, правда, методы работы у него
остались прежними. Вот такая история.
Вообще-то все, что я делаю в жизни, так или иначе связано с культурой.
Обычно у людей есть работа и хобби. Я счастливый человек, у меня они
совпадают.
- Что бы Вы хотели сказать в конце интервью?
- Пользуясь случаем, поздравляю всех педагогов, студентов и школьников с
началом нового учебного года. И желаю, чтобы акция Вашей газеты лКУЛЬТУРА
Ц ДЕТЯМ ПРИАЗОВЬЯ╗ получила продолжение.
|