История
появления первого интервью.
Первый раз я
увидел Владимира Дэ в Азове на чемпионате мира по шахматам среди женщин
и запомнил этот стоп-кадр навсегда. Жигули цвета рубин стояли у
центрального входа в городской Дворец культуры, и изящный мужчина в
джинсовом костюме песочного цвета выгружал абстрактные работы. Картины
сверкали на солнце, надо сказать, зрелище для Азова тех лет
впечатляющее, красивое и немного сюрреалистическое. И картины, и то, как
выглядел художник - это было из какой-то другой жизни, и первое
впечатление меня не обмануло.
Всего через 5
лет в Нью-Йорке на встрече с Иосифом Бродским я услышал такой
оригинальный отзыв Нобелевского лауреата о гравюрах Владимира Дэ: На
деревянной плоскости российской действительности написано античное
пространство.
А тогда в 1990
году он только начинал свой путь на художественный олимп.
После того, как
я увидел стоп-кадр "Дэ", я захотел взять интервью у художника -
тогда ещё Дмитриева, но получил отказ. Художник сослался на то, что это
бессмысленно, в Азове его произведения вряд ли вызовут понимание у
провинциалов, а в Москве единственную в Азове газету "Красное Приазовье"
не читают. Но прошло немного времени, и он согласился. А "Приазовье"
стало популярной газетой в пресс-центрах Международных художественных
ярмарок ART-MIF. Публикаций о художнике к тому времени в газете было
очень много, и их уровень оценивался очень высоко.
И сейчас, когда
он превратился в художника с королевскими замашками, мне нравится быть
первым журналистом, который взял интервью у будущего азовского мэтра.
Из воспоминаний
Юрия Кислова
1990
Но победили
мы...
Художник Владимир Дмитриев был конюхом -
возчиком, тренером по плаванию, преподавателем электротехники, рабочим
аттракционов, матросом на лодочной станции, пожарным... Он имеет два
высших образования, в том числе худграфовский диплом.
Начал как художник в двадцать лет, и
почти сразу очутился в нетрадиционном, левом крыле отечественной
живописи. Это в числе тех, чьи выставки сгребали бульдозером, и тех,
кого вышвыривали, если не в места столь отдаленные, лежащие к северу, то
в эмиграцию, за границу.
В шестьдесят шестом году Владимир
подружился с ленинградским художником Львом Сергеевым, которого вскоре
осудили на восемь лет за то, что он посмел продавать свои собственные
работы иностранцам.
В шестьдесят восьмом Дмитриев участвует в
выставке московских самодеятельных художников и, наговорив дерзостей
маститому академику Кацману, покидает ее, даже не прихватив с собой
полагающегося ему за второе место приза.
В декабре 1984 года сгорает его
мастерская, а в ней большая часть картин. Художник продолжает работать.
В 1989 году он продает свои первые полотна. Его картины можно увидеть в
частных коллекциях США и Финляндии, других стран. Остается добавить, что
Владимир Дмитриев азовчанин, и, кажется, не собирается отсюда уезжать.
Мы сидим у него в мастерской. Я пью кофе
в одиночестве, так как Владимир напрочь отказался, и мы беседуем. О том,
о сем. Позже я попытался систематизировать наш разговор. Оказалось, в
основном об одном...
- В той или иной степени мы
постоянно касаемся этой темы... Что же это за напасть такая - быть
художником? Какими качествами должен обладать художник?
-
Талантом, работоспособностью, - ведь творческий процесс, по сути,
бесконечен. В этом трагедия художника - он хочет создать то, что создать
невозможно. Художнику необходима материальная база. Я не разделяю
заблуждения, что достаточно одного таланта. Человек может деградировать,
талант может остаться невостребованным. А наше общество - не лучшее
место для талантливого человека. Слишком многие талантливые художники,
из тех, кого я знал, попадали в психбольницы, тюрьмы, эмигрировали,
наконец, спивались. Их перемолола Система.. Я бывал в мастерской Олега
Целкова (это была обыкновенная двухкомнатная квартира на окраине Москвы,
где он и жил), Вот он, эмигрировав, добился многого. Его работы -
в известных мировых коллекциях. Но его друг Евгений Евтушенко, всегда
прикрывал его.
Это очень
грустная тема, мне сразу же вспоминаются стихи Гейне:
- Мы победили, но
лежат кругом
моих товарищей трупы.
- Лежат кругом моих
товарищей трупы,
но победили мы...
- А все-таки, с точки зрения 1990
года, - может ли художник существовать и творить вне политики?
-
Художник должен быть не только вне политики, но и вне жизни, как бы
наблюдая ее со стороны... Такая политизированная организация, как Союз
художников, в свое время уничтожила все, что можно назвать искусством,
попутно ухитрившись ограбить народ. С введением рыночных отношений мы не
будем задавать друг другу таких вопросов. И художники будут творить вне
политики.
- А что такое - роль художника в
провинции? Именно сейчас.
-
Я застал время, когда любой рабочий, вкладывающий в свое дело душу,
назывался мастером и гордился этим. Какая разница, где он творил - в
провинции, или в столичном граде? Другое дело, что провинция обнажает
суть человека, здесь можно сосредоточиться на работе, отсутствует, как
правило, постороннее влияние и появляется самобытность, свежесть
ощущений... Вся великая русская литература была создана в провинции. А
Фолкнер - мой любимый писатель - прожил всю жизнь в американском
провинциальном городке...
- Давай не будем обольщаться... Как
ты думаешь, если ты выставишься в Азове, на такую выставку ринутся толпы
азовчан и гостей города или нет? Мне кажется, нетрадиционная живопись
никогда не воспринималась провинцией положительно...
-
Я вообще не видел толп на выставках современных художников, если это не
хорошо организованная экскурсия. Думаю, любовь к живописи, как к
традиционной, так и к авангардной, - это удел больших городов. Она
предполагает систематическое посещение выставок, музеев. Это
элементарно. Чтобы любить книги, их надо читать. Это относится и к
музыке, и к живописи особенно. Трудно представить себе гурмана,
получающего истинное удовольствие от созерцания картинок в книге о
вкусной и здоровой пище... Так что я не обольщаюсь. Мое творчество в
городе, в котором я живу и который люблю, может вызвать гамму самых
разных чувств - от непонимания до резкого неприятия. Впрочем, у нас есть
возможность в этом убедиться. Вскоре я собираюсь выставляться в Азове.
Владимир, чтобы не отвлекаться в
жизни на пустяки, в одночасье бросил пить и курить. Первое для нашего
общения с ним не столь существенно, второе заставляет время от времени
выскакивать на улицу из мастерской и курить одному, разглядывая дворик
художника, камышовую крышу соседа и розы. Он прожил в Азове всю жизнь и
не может находиться вне его более трех месяцев. Как это ни странно, у
него нет ни одной работы, посвященной городу. Впрочем, южные краски и
прозрачность нашего воздуха играют в его многих абстрактных полотнах.
Так кровь города становится твоей кровью.
- Вернемся назад... С чего все это
началось? Ты жил-жил, и вдруг решил, что ты - художник?
-
Начну с того, что я вырос в относительно обеспеченной семье учителей.
Родители очень хотели, чтобы я получил хорошее образование. Результат -
три диплома (техникум и два института), и ни один из них мне практически
не нужен. Я очень благодарен им, что рос без особого давления извне.
Рисовать я начал случайно в 20 лет и почти сразу осознал несколько
вещей. Во-первых, я понял, что это мое призвание. Во-вторых, что в
советскую школу живописи я не вписываюсь никаким боком. Первый же
художник, с которым я столкнулся, многое мне здесь объяснил. И я
начал работать путем проб и ошибок. Думаю, как художник, я осознал себя
пару лет назад, хотя период ученичества, на мой взгляд, бесконечен, с
его прекращением прекращается творчество... У меня вообще отношение к
любому творчеству по-детски восторженное. Я считаю чудо и творчество
синонимами. Термин самодеятельный художник очень условный. Раньше под
этим подразумевалось специальное образование, если говорить о
профессионализме, сейчас это потеряло весь смысл. Жил в Азове И. Н.
Павенский, он начал заниматься живописью в 64 года. Кто он? Какая
разница,,. Мне очень нравятся его полотна. Или Леонид Пурыгин - один из
самых высокооплачиваемых художников страны - которого считали в свое
время профнепригодным. Кстати, во многом повинна система нашего
художественного образования, она очень убога...
- Но как сделать, чтобы искусство
все-таки стало неотъемлемой частью нашей жизни?
- Работать.
Сейчас в Азове построен выставочный зал с прозрачным потолком. Я уверен,
что это исключительный случай, когда в таком провинциальном городе
построили такой прекрасный зал. Он называется Меценат. И
это глубоко символично! Художникам всегда необходима поддержка, общение
с себе подобными, возможность реализоваться, наконец... Деятельность
Мецената - весомый вклад, большой шаг в будущее, когда в нашей стране
появятся места, где можно будет повесить полотна, у людей будет
потребность их приобретать, созерцать, имея на искусство свою точку
зрения.
Любимые писатели и поэты Дмитриева
- Солженицын, Войнович, Фолкнер, Бодлер, Гумилев. Любит слушать Шнитке,
Артемова, битлов. Он рассудителен и ироничен. На одной из его ранних
работ - полуприколоченный к кресту Христос в, может быть, жуткую
для себя минуту прозрения перед смертью. А рядом два всезнающих фарисея.
Они-то знают ценности этого мира... Ан, ошиблись! Христос стал
бессмертен. Может быть, немножко и оттого, что его лик освещал нам путь
к собственному храму на полотнах художников самых разных эпох и школ?
По-моему, Владимир Дмитриев знает об этом лучше, чем многие из нас, уж
очень похожа эта картина на автопортрет.
- Мы тут столько наговорили, что
нас элементарно могут обвинить в нескромности...
- О какой
скромности можно вообще вести речь, если говорит и творит человек,
считающий себя творцом, то есть, пытающийся соревноваться с господом
Богом?
Юрий
Кислов