Владимир Дэ: Картина - это всегда портрет художника
Картины этого
художника из Азова вызывают споры,
воспринимаются
неоднозначно:
от резкого неприятия
до восторга...
-Владимир, так что же скрывается за лДэ╗:
это действительно ваша фамилия или псевдоним? И если псевдоним, то
почему выбран именно такой? Поразить публику, привлечь к себе
внимание?..
- Когда я вышел
на столичную арену, то увидел, что на ней уже есть четыре художника с
фамилией Дмитриев. Я был пятым. Ну, привлекают внимание, конечно,
картинами, а вот просто избежать путаницы хотелось бы. И я стал
Владимиром Дэ.
- Для знакомства, как полагается,
расскажите немного о себе.
- Родился в 1946
году в Азове, в семье учителей. Кем только ни работал! Самая колоритная
должность - конюх-возчик. Окончил техникум и два института.
В 1989 году начал продавать свои произведения. Сразу в США. И
с тех пор занимаюсь только живописью. Самым большим своим достижением
считаю то, что в двух каталогах художественных Международных
национальных ярмарок есть мои произведения. Таких художников у нас всего
семнадцать, из них половина живет в эмиграции, половина в столице и
только я - в глубинке России. Это - без похвальбы.
- Вы работаете в своеобразной
манере - выходец из так называемого андеграунда. С какого времени вы
серьезно обратились к лдругому╗, лновому╗, лподпольному╗ искусству? И
что вас к этому подтолкнуло?
- Я сразу начал
работать в такой манере. К счастью, у меня сохранились мои первые
работы, видно, что за многие годы манера почти не изменилась.
Андеграунд - это просто то, что никогда прежде не было нужно.
А потом, не надо забывать: путь серьезного художника в любой стране
достаточно сложен.
Просто у художника существует
физиологическая потребность писать картины и получать от этого
удовольствие.
- Кого
вы считаете своим учителем? И вообще, какое художественное течение вам
ближе по вашему стилю, духу? Или вы есть лсам╗, ваше творчество есть
лновая╗ школа?
- Я считаю главным для художника не сумму профессиональных
навыков, а внутреннее содержание. Картина - это всегда отражение
духовного мира автора.
И как ни парадоксально это звучит, как художник и личность, я
сложился в механическом техникуме, куда поступил в 14 лет. Годы,
проведенные в нем, и были годами становления. А что касается
определенного течения, которое ближе, - то такого нет. Для меня важны
только качественные критерии. У меня есть любимые художники - от
наскальной живописи до наших дней. И, конечно, есть я - лсам╗.
- Откуда
вы черпаете лсюжеты╗ своих картин?
- Из жизни. Возьмем хотя
бы мою серию работ лЛеды╗.
Сейчас широко стала
распространяться фраза лзаниматься любовью╗, которая меня коробит. Ни
один из русских писателей эту фразу не использовал, потому что в русском
языке ллюбовь╗ подразумевает чувство духовного порядка. Вот потому я
решил поработать над этой темой. Она классическая. Так что можно
считать, что эта серия картин родилась из чувства протеста.
В
провинции больше времени для раздумий и работы. Да почти вся русская
культура создана в провинции!
- Ясно,
что не всем лпонятно╗ ваше творчество, и потому вопросы - для кого вы
пишете, кто ваш зритель, поклонник? Может быть, вы работаете
исключительно для элиты, для снобов?
- Я не согласен. Эрудированная, хорошо подготовленная публика
- это совсем не снобы, это просто люди, с которыми интересно общаться.
Но работаю я для себя, из чувства внутренней потребности; от работы я
получаю удовольствие.
Игорь Стравинский правильно как-то сказал, что
он свои произведения
пишет для себя и второго гипотетического ля╗.
После того, как я начал заниматься живописью, привез из столицы
ксерокопию работы Фрейда
лПо ту сторону принципа
удовольствия╗,
и она произвела на меня сильное впечатление. Я перескажу, как ее тогда
понял. Каждый человек живет, руководствуясь двумя принципами:
удовольствия и реальности. Конечно, любой человек хочет все время
получать удовольствие, и когда он может, он его получает, а когда не
может - вступает в действие принцип реальности. Например, надо
заработать, чтобы в дальнейшем опять иметь возможность получать
удовольствие. Ну, а по ту сторону принципа удовольствия стоит смерть.
Видите ли, когда художник работает, он должен получать
удовольствие, а если он думает, как бы сделать так, чтобы эту картину
купили, то это уже принцип реальности, а уж опуститься до уровня
массовой культуры... Ну, какое в этом может быть удовольствие?! Тем
более, если учитывать, что я и в самом деле люблю лсвою образованность
показать╗.
- Предметы, которые
изображены на ваших картинах, далеки от оригинала. Если бы вас упрекнули
в этом, то, как бы вы ответили?
-
Знаете, в молодости я очень болезненно воспринимал критику, поскольку
над моими занятиями в области живописи потешались. Известно, что
невежество всегда агрессивно. Моя работа сейчас и состоит в том, чтобы
объяснять людям то, что им трудно понять.
- Не являются
всевозможные модернистские, лдругие╗ течения (импрессионизм,
авангардизм, сюрреализм, дадаизм, кубизм и прочие как бы вызовом,
протестом тому каноническому, традиционному, иначе - реалистическому
методу в искусстве?
-
Модерн - это означает новое. Все перечисленные течения - уже история,
причем начала века. Когда-то эти направления и служили вызовом, но не
сейчас. А потом, что такое реализм? Понимаете, цветок невозможно
нарисовать лучше, чем он есть, то есть любое изображение - это только
приближение к оригиналу, ближе или дальше, то есть это уже не цветок, а
картина, которая красива сама по себе и приобретает много качеств,
которых цветок не имеет. И картина никаким вызовом являться не будет.
Художник - это слепок
со времени и
места,
котором он живет.
- Вы, конечно, знаете о выставке в
Манеже в 1962 году, которую посетил Н.С.Хрущев. На ней были представлены
и работы группы художников-абстракционистов студии под руководством Элия
Белютина. Рассматривая их картины (извините, далее будут следовать
несколько грубые слова, но это дословная цитата), лНикита Сергеевич
молчал около двух минут, а затем громко, с ненавистью произнес: лГовно!-
И, подумав, добавил: - Пидарасы╗ (из воспоминаний художника Л.Рабичева).
Так вот, если бы, например, выставку ваших картин увидел, ну, скажем,
самый главный человек в России, то, как бы он, по-вашему, отреагировал?
- К сожалению,
практически все люди, управляющие нашей страной, имели нулевой уровень
культуры, чтобы в этом убедиться, достаточно прочесть, что они говорили
об искусстве. Для меня умный человек начинается с понимания мысли
Сократа: лЯ знаю одно, что я ничего не знаю╗, как и культурный, с
осознания того, что человеческая культура развивалась тысячелетиями, и
пути развития современной культуры достаточно сложны, специалисты и те
не в состоянии разобраться, - и какие-то взаимоисключающие оценки
всерьез воспринимать нельзя.
До какого же уровня надо
опуститься, если слово линостранец╗ у нас стало синонимом того, что он
умнее и лучше, а эмиграция приобрела неприличные для страны размеры, все
посольства отбиваются от наших людей.
Что касается Хрущева, то когда у него появилось время для
раздумий и он взглянул на себя со стороны, то очень жалел о происшедшем.
И, кстати, памятник на его могилу сын заказал одному из скульпторов,
характеристику которого ты цитируешь.
- На той же выставке была
представлена и работа Роберта Фалька лОбнаженная╗, на которую в то же
время давались и такие, например, отклики: л... вызывает раздражение
картина Р. Фалька лОбнаженная╗ с ее циничным выпячиванием уродства╗. К
чему я это? А к тому, что на ваших картинах образ обнаженной женщины не
пробуждает у некоторых зрителей "положительных╗ эмоций в связи с тем же
лвыпячиванием уродства╗. Что вы на это скажете?
- Все дело в
том, что, по-моему, женщины на моих картинах очень красивы, непонятны и
загадочны. Я могу длительное время любоваться ими. Да и есть люди,
которые тоже считают их очень красивыми.
-И последний вопрос. Так все-таки,
Владимир, вы уже уверенно идете по лдороге к храму╗ или пока еще только
лстараетесь╗?
-
Мои слова из буклета к ярмарке звучат так: лМы стараемся идти этой
дорогой, но...╗ Так и хотелось добавить: это очень трудно.
Дело в том, что я сталкиваюсь с таким упрощенным мнением, что картину
написать легко. Ну, мол, подумаешь, дано человеку от природы, взял,
написал, выставил, и все захлопали в ладоши. Это не так. Интерес для
искусствоведов представляет только новое и оригинальное, а представь -
сколько создано за тысячелетия... Так что пока я только лстараюсь╗...
Беседовал Сергей ЧЕКАЛИН