Часть 2

 

- Сейчас многие музеи покупают фотографии по ценам картин. Это новое явление в нашей жизни.  А Вы, художник, как к этому относитесь?

- Не надо забывать, что именно после появление фотографии состоялись похороны реалистической живописи и, естественно, фотография заняла её место в человеческой культуре? Некоторые из фотографий продаются за миллионы долларов. Сейчас в мире искусства много нового, порой недоступного провинциальному сознанию. Ведь после появления компьютера мир изменился. Фотография и компьютерная графика стали произведением искусства и совершают своё триумфальное шествие по миру, как и концептуальное искусство. Меня это радует, причём динамика очень впечатляющая. В мире никого не интересует, кто и что думает в колонии "Азов" по этому поводу. Любой художник должен делать выбор, либо он развивается со всем миром вместе, либо он не развивается. Но обычно художник выдает то, чему он научился в 25 лет за вечные ценности, конъюнктуру ведь достаточно просто просчитать.

Трудность выбора для художника здесь состоит в том, что творчество - это всегда новое. А вот будут покупать это новое - это еще вопрос, ведь покупателю к новому надо привыкнуть, особенно, если старое продаётся как на конвейере. Только единицы находят в себе силы выбирать свободу и сопутствующие ей материальные трудности разного порядка.

По науке - художник, который сегодня на пике популярности, нового не создает, а новое сейчас делает художник, имени которого мы ещё не знаем. Причём такое положение во всём мире.

 

У Вас картины и реалистические и абстрактные, а это разве не конъюнктура?

Фолкнер говорил: Написать что-то легко, трудно попасть в то состояние, когда это возможно. Я бы добавил, попав в это состояние (а это своеобразный транс) и начиная картину, ты не знаешь, что получится. Ведь творчество тем и интересно, что оно не предсказуемо, и зачастую трудно понять, как тебя посещают видения и что водит твоей рукой. Я не исключаю, что потусторонние силы. Состояния эти бывают разные, и иногда появляются абстрактные картины - это поэзия или увлекательное "путешествие" в мир подсознания, иногда - реалистические - это проза. И зависит это не от конъюнктуры, а от провидения.

Как говорил Матисс: Писать можно только тогда, когда ты находишься в молитвенном состоянии. Я не пишу картины каждый день, я всегда жду вдохновения и не знаю, каким оно будет. И когда оно приходит - спешу и тружусь днём и ночью. И это конечно счастье.

 

- Сейчас много говорят о концептуальном искусстве, не могли бы Вы как-нибудь популярно рассказать нашим читателям, что это такое.

- В нашей жизни концепты (идеи) присутствуют постоянно, просто обращают внимание на это только в том случае, если это делает художник. Современное искусство не признаёт разницу между жанрами и видами. Поэтому всё, что делает художник, является искусством. Современные художники часто продуцируют не картины, а идеи, иногда в виде текстов. Художник - это наблюдатель и аранжировщик мира, он старается понять жизнь и с помощью произведений искусства рассказать о мире, который его окружает. Концептуальное искусство может быть очень интересным, когда хороша идея.

Концептуальным искусством занимаются не только художники. Русский народ обычно покупается на концепции правителей, и, как правило, не спрашивает их про планы. В результате появляются произведения, созданные нашей  жизнью, которая, как гениальный фокусник, порой преподносит такие сюрпризы и создаёт такие концептуальные произведения, что не устаешь удивляться блеску ее фантазии. Мы так и живём, потому что в России всем нравятся концептуальные произведения, а не реализм, который мы не хотим видеть, он ведь не комфортен. Но чтобы было понятней, я поясню на примерах трёх произведений.

 

Произведение 1. Мы знаем, что пособие по безработице в Восточной Германии составляет 300 евро, а в нашей стране молодой мужчина, окончивший университет и ставший учителем, получает 30 евро. Мы должны Германии большие деньги и регулярно платим проценты. Канцлер Германии, женщина в Кремле возмущается законами, которые принимает наша Дума. Дали плакал бы от зависти, узнав, что это мы называем победой. Это гениальная концептуальная идея.

Произведение 2. Свадьбы - это ведь тоже произведения концептуального искусства. Машины едут с гудками, но мы ведь знаем, что в четырёх из пяти машин едут пары, которые расстанутся и, конечно, интересно, а в какой машине едут те, кто будет жить вместе. Своеобразная русская рулетка.

Произведение 3. Я перестал  устно обращаться к коррумпированным чиновникам. Бессмысленно - у них глаза от постоянного вранья скошены куда-то в сторону, и я подозреваю, что они ненавидят культуру. Я стал обращаться письменно. Поскольку, чтобы написать письмо, я отвлекаюсь от писания картин, а жизнь в нашем городе, разъедаемом коррупцией, вынуждает писать писем больше, чем мне хотелось бы, я стал свои письма рассматривать как концептуальные произведения, согласно истории искусств, и работать я над ними стал, как над картинами, они у меня напоминают не столько письма, сколько литературные произведения эссе. Когда их соберётся достаточное количество, можно будет сделать выставку концептуального искусства.

 

Широко распространенное заблуждения, что у нас в стране не понимают абстрактное искусство и не любят концептуализм не соответствует действительности. Я приведу только один яркий пример. Редкий день я не слышу у нас в городе звуков фейерверка. А ведь это естественная тяга человека к искусству. Японцы говорят, что художник это тот, кто может увидеть красоту, художником можно быть, не написав ни одной картины. Ведь, что такое фейерверк? Человек хочет в своей памяти увековечить какое-то событие, оставить в памяти яркую метку, и он занимается организацией действия, и для него важно - когда, где и как он это делает. Это и есть концептуальная акция, ну а сам фейерверк - это абстрактная, динамичная картина, которая приносит его творцу и эстетическое наслаждение в виде удовольствия, которое он получает от созерцания. По-моему, не надо объяснять, что эту картину можно в небе нарисовать по-разному.

 

- Почему престиж культуры в нашей стране такой невысокий?

- До революции престиж культуры в России был очень высок. Толстой считался вторым царём, авторитет которого был в глазах народа значительно выше, чем у первого. Потом пришёл создатель первых концлагерей в ХХ веке Ленин, который задолго до Гитлера считал русский народ неполноценной нацией, а русскую интеллигенцию "говном", на крест плевал, сам, будучи упырём с нулевым уровнем культуры, поставил культуру на службу себе и другим вурдалакам. Один из первых декретов, подписанных Лениным, был декрет об отмене авторских прав. Им был подписан и декрет об уничтожении памятников. И уже с 19 года по его приказу стали штамповать болванки с его изображением.

Никто не будет уважать тех, кто выполнял заказы тиранов. Ведь все творческие союзы в СССР были созданы Сталиным и работали на КГБ, то есть обслуживали преступную власть. Как сказал Пушкин: Зависеть от царя, зависеть от народа, не всё ли нам равно.

Даже после войны в стране престиж культуры ещё существовал. Ещё были живы люди старого поколения, многих я помню до сих пор, так называемая "белая кость". Они отличались ото всех и вызывали у окружающих уважение. У меня родители были учителями, и статус учителей после войны ещё был высоким, и платили им относительно других больше, чем сейчас. Я был избалованным ребёнком без тормозов, и меня часто стыдили, говоря, а ещё сын учителей! Сейчас это и представить невозможно.

В наше время такой подвижник, как Солженицын никого не интересует даже у нас, а ведь он наш земляк и никогда не призывал, как Шолохов, расстреливать писателей, и не был добровольцем продовольственных отрядов, уничтожавших казаков. Да и окончил он не четыре класса, а самый трудный факультет Ростовского университета. Он на сегодняшний день является единственным выпускником Ростовского вуза, который получил Нобелевскую премию, да ещё живым. В других странах, где у правителей есть культурный уровень, и где нет культурной катастрофы, этим бы гордились.  В учебниках есть сейчас раздел: культурная катастрофа России в XX веке. Во всём мире это изучают. Сейчас в нашей стране моральный, нравственный и духовный кризис, но он тоже когда-то пройдёт. А пока у нас культ "золотого тельца" - вера, которая не нова для человеческой истории.

Но я думаю, что это нормально для страны, где в течение почти века главной наукой считались труды гениального графомана Ленина: 55 томов бреда изучались на полном серьёзе, по Солженицыну, этот злодей больше всех испортил русский язык.

 

- Но ведь Вы тоже изучали этот предмет.

- Конечно, и с присущим молодости максимализмом я спорил с преподавателями марксизма-ленинизма, пока не понял по их слишком бережному отношению ко мне, что ничего нового для них я им не говорю. Может потому, что факультет был математическим, а уж мои рискованные контрольные работы всегда получали только высший бал, что поражало моих сокурсников. Самое страшное наследие сталинских времён, это то, что у людей убили чувство Чести и Достоинства.

В институте нас заставили заглянуть в Конституцию, и я ужаснулся - в основном документе о моём существовании, а я себя тогда считал интеллигентом, просто не упоминалось. Я жил в государстве рабочих и крестьян.

Ведь всё закончилось тем, что этот упырь Брежнев, который уничтожал нашу молодёжь в Афганистане, предварительно отправив туда спецназ убить президента, сам, не читая книг, заставил всю страну изучать якобы им написанные книги, за которые он ещё и премии получил. Всё знали, что он писать не может, у него и говорить-то по бумажке не сильно получалось. Но изучали. Это был финиш советского маразма, когда правители говорили о победе советского народа, а сами на глазах всего мира публично опустили нацию. Поэтому вряд ли стоило удивляться, когда коммунисты ограбили поголовно всех, ведь богатых они ограбили еще в 1917 году, остались только бедные. Ведь только коммунисты у нас в стране стали сказочно богатыми, а ведь ещё в Древнем Риме было известно, что нет человека страшнее, чем разбогатевший раб.

Я, например, оцениваю человека по культурной составляющей, другие мне просто не интересны, ведь человек может иметь сколько угодно денег и власти, а жить как червь. История России и нашего города даёт массу живых примеров. Иногда смотрю и диву даюсь, видя как пресмыкается взрослый дядя перед власть имущими. Раньше я думал: "Это сколько же водки надо ему выпить, чтобы опять почувствовать себя человеком?" Сейчас я понимаю, что это просто червяк, он генетически изменился, и нервная система у него не такая, как у человека, он сделал свой выбор и следует ему, и в его биологическом пространстве такое поведение является нормальным.  Когда председатель избирательной комиссии до выборов говорит не избранному депутату, не стесняясь телевизионных камер: Вы - наши будущие руководители, то я испытываю чувство гадливости и не верю в эти выборы. В  человеческой культуре всё иначе. 

 

- Как Вы думаете, талантливый человек всегда пробьется или нет?

- Из науки уже известно, что дарование и успех - это разные составляющие, и они могут как пересечься, так и нет. Здесь играет роль и случай, и маркетинговые способности одарённого человека. Мировая художественная культура свидетельствует, что почти все великие художники были хорошими менеджерами. Но была и масса бездарностей, которые блестели при жизни, тоже хорошие менеджеры или умели искусно лизать известное место. О них что-то знают только историки, мы не знаем. Сейчас при финансовой поддержке и продажности прессы можно сделать человека известным. Олигархи от культуры имеют и власть и деньги для этого, но даже они не могут сделать никого талантливым.  Как очень хорошо сказала Мэрилин Монро: Карьера - чудесная вещь, но она никого не может согреть в холодную ночь.

К сожалению, чем человек талантливее, тем меньше людей его понимают. Это так естественно. Настоящая культура рассчитана на малое количество потребителей. Выходить в реальную жизнь из мира большой культуры (идеального воображаемого мира) художнику некомфортно, и зачастую для творца этот выход оказывается роковым, ведь чем выше разница между этими мирами, тем больше непонимание.

 

- Одно время я помню в городе ходило много календарей, открыток, постеров с Вашими произведениями, изображающими наш город.

- Да, но это было до того, как наши местные вандалы, по совместительству правители уничтожили исторический центр города и крепостные ворота. Город, как говорит с экрана наш телемагнат Алексей Скляров, опустили ниже плинтуса. А городской Совет ветеранов даже назвал наш город в открытом письме клоакой. И они  правы, я бы добавил Ростовской. Люди, которые правили и правят, любили и любят свои изображения, а не изображения города. Такая убогая политика не способствует развитию искусства и сохранению исторических памятников, поэтому город и стал чужой колонией. Культурный уровень наших правителей меня удручает, но с точки зрения науки он легко объясним. Фундамент культуры закладывается у человека в первые пять лет жизни, а их наши первые два мэра провели в деревне, и городскую культуру они не воспринимали. Ну а последний вообще вырос в семье работника зоны, здесь и комментировать нечего. Да и что тут сделаешь, мы ведь сами выбираем людей с таким культурным уровнем. Мне становится стыдно за город, когда работник городской администрации в XXI веке издаёт приказ о размножении казаков, и опять вся страна смеётся над Азовом. Может, это связано и с тем, что колонии, в которую превращён город, уже нечем гордиться, и власть рассматривает город как резервацию, а горожан - как индейцев, за счёт которых можно цинично решать свои проблемы?

Я в творчестве обычно не касаюсь проблем города, которые меня окружают. Это не моё. И вдруг я захотел написать картину: "Иуды, делящие тридцать серебряников, за которые они продали древний город Азов", но столкнулся с трудной технической задачей - азовские Иуды на полотно в 3 кв.метра не помещались, а поскольку число 3 кратно 30, больше метров я им выделить не мог, и от замысла пришлось отказаться.

 

 

- Известно, что Вы человек крайностей. В публикациях о Вас пишут, что Вы даже конюхом-возчиком работали. Не могли бы Вы об этом рассказать?

- Я входил в юношескую сборную России по современному пятиборью (конный кросс, фехтование на шпагах, скоростная стрельба из пистолета, плаванье и бег). А это - две тренировки в первой половине дня, обильный обед в ресторане, сон в середине дня и две тренировки во второй половине дня, то есть работать некогда. Дали мне комнату на стадионе "Динамо", и пока я ждал стипендию, мне платили ставку конюха-возчика на Ростовском ипподроме. Какое-то время я был профессиональным спортсменом. Я даже выполнил норму мастера спорта СССР и выиграл первенство России, но на сборах, которые проводили иногда совместно со взрослой командой, я видел, как обращались с теми, кто заканчивал свою спортивную жизнь. И именно они убедили меня бросить спорт и начать учиться, что я и делаю до сих пор. Конфуций как-то сказал: Пока ты учишься, ты молод.

Однажды на соревнованиях я чудом не разбился на лошади, она погибла, а я улетел в свободное пространство и через 10 минут стартовал на другой лошади.

 

Ну, чудеса, да и только, а как вы относитесь к паронормальным явлениям?

- Провидение следит за моей жизнью. Мне было 5 лет, когда я не впервые заболел воспалением легких, и родителям уже сообщили о моей смерти. И вдруг я ожил, врачи сказали что меня спас пиницилин, которым я был накачан и который Флеминг изобрёл незадолго до этого. Я помню, что из школы рабочей молодёжи, где работали мои родители, шли целые делегации посмотреть на меня, как на чудо. Подарками была завалена вся кровать в больнице, а ведь время было послевоенное. Или другой случай: я работал на Россельмаше токарем и какой-то идиот решил за моей спиной на металлический шкаф опереть плиту в тонну весом. До конца смены оставалось 15 минут, у меня оставался один резец и я приложил все свои усилия, чтоб его не сломать, и всё-таки он сломался. Я пошел в инструменталку его поменять, это заняло минуты три. Когда я вернулся, плита лежала на моём месте, а кругом были люди с белыми лицами. Все были уверены, что я под ней. Про то, как лошадь погибла подо мной, я уже рассказал,. Окажись моя голова на 20 сантиметров ниже во время удара, и я бы последовал за ней.

Стоит вспомнить о том, как моих родителей исключали из партии, Основные крикуны - полковник Митин и третий секретарь Матвеева вскоре потеряли своих детей, моя мать - человек не верующий - искринне была убеждена, что это божья кара, о чём лично и сказала полковнику Митину, не удержалась. Хотя с парнем, несмотря на поведение его папы, у меня были замечательные отношения, и он, конечно, был совершено не при чём, и мне его было очень жаль.

Аналогичные случаи меня сопровождали всю жизнь. После бурной молодости со множеством драк, я стал убеждённым противником насилия, и когда кто-то обижает меня, мне остаётся только ждать, потому что я знаю, что провидение накажет этих людей. Сейчас это происходит редко, за последнее десятилетие два раза, оба обидчика погибли через некоторое время в цвете лет и при странных обстоятельствах. Я был искренне убеждён, что провидение переборщило. Я являюсь противником смертной казни, да и ничего особенного они не совершили, но провидение только ведёт меня, оно со мной не советуется. Когда меня обижают, я испытываю чувство ужаса, и мне хочется этого человека предупредить о грозящей ему опасности, но я понимаю, что он мне не поверит и мне остается только наблюдать, я ведь художник.

 

 

- Напомним нашим читателям, что азовская галерея "Юла", возглавляемая Вами на Международной ярмарке ART- МИФ 2, вошла в 10 лучших галерей и на следующей ярмарке повторила свой успех. А чем она занята сейчас?

- Галерея "Юла" - это был мой первый художественный проект. Художественный проект состоит из идеи, финансирования и исполнения, именно такая последовательность. Помогли мне осуществить этот проект азовчане Виталий Виноградов и Марина Емец, несколько лет меня финансировали и не вмешивались в мою деятельность, случай для нашего города уникальный. Сейчас в XXI веке отдельная картина специалистов не интересует, должен быть художественный проект.

Блестящая эпоха 90-х начиналась на развалинах СССР. Это было очень интересное время, когда мы жили в эйфории и думали, что все моментально поймут, что такое настоящее искусство, и оно будет востребовано. Основными покупателями были иностранцы, мы тогда их идеализировали, ну уж очень сильно они отличались от наших людей. Были и наши покупатели, но их было значительно меньше. Тогда мы ещё не понимали, что почти 100-летнее промывание мозгов не прошло бесследно для России. С уходом тоталитарной системы психология людей не поменялась. Но сейчас медленно, но верно, происходит осознание обществом, что "совок" закончился навсегда. Положение поменялось в лучшую сторону, и сейчас наши покупатели покупают больше иностранцев. Хотя интеллект и культура в нашей стране отстают от финансовых возможностей россиян, и арт-зритель ещё в стране не появился.

Поскольку сейчас все Международные ярмарки проходят под девизом "Одна галерея - один художник", мы в галерее оставили одного художника и одного искусствоведа. Готовится сайт галереи "Юла" в Интернете, и как только он будет готов, всю информацию о галерее можно будет получить там.  Сейчас в поддержку инициатив Президента о борьбе с коррупцией на юге России галерея готовит концептуальный проект "Правители города - трагедия Азова". Ведь люди, культурные потребности которых ограничиваются застольем, часто ненавидят культуру, как нечто, что они понять не в состоянии, у них ведь до сих пор психология секретарей райкомов, которые по советской инерции считают художников своими подчинёнными.

А что касается ярмарок, существовало мнение, отчасти справедливое,  что галерея была создана, чтобы сделать мне имя. Я  в то время не сразу понял, что никому в городе, кроме меня, Виталия Виноградова и Марины Емец, участие азовских художников в Международных художественных ярмарках было не надо. А когда понял, стал отказываться от приглашений на следующие ярмарки, не смотря на длительные уговоры и предложение льготных условий. Мне лично участие уже ничего не добавляло, а городу это было не нужно, ему нравилось состояние культурного убожества, да и тогда город банально разворовывался, и было не до культуры.

Когда я осуществлял такие масштабные художественные акции, как участие в Международных художественных ярмарках, как арт-директор галереи, у меня слишком мало времени оставалось для творчества, хотя 75% экспозиции - это были мои произведения. Мне всегда хотелось бы творчеством заниматься больше, что я сейчас и делаю.

 

- Ну а какое-то хобби у Вас есть?

- Наверное то, что дома я делаю всё сам и с удовольствием. Я даже паровое отопление в мастерской сделал сам и ворота стальные тоже. Я получаю удовольствие, когда варю металл и смотрю на огонь из-под электрода.

 

- Что в жизни художника вы считаете самым страшным ?

- Данте в Божественной комедии в последнем круге ада поместил художника, который не работает. Поэтому самым страшным для художника я считаю потерю потенции.

 

- Вы конечно имеете в виду творческую?

- Конечно, но я думаю, все потенции из человеческого тела у художников уходят одновременно, у Рубенса ребёнок родился через 8 месяцев после его смерти. Один мудрый француз сказал: Если бы молодость знала, если бы старость могла. У меня  сейчас замечательный возраст, когда я уже кое-что знаю и ещё могу.

 

- Вы верующий человек?

- Да я верю в величие Человека. У меня религиозное отношение  к Искусству, ведь оно является выборкой из лучшего, что дали миру религии.

Я верю, что Человек не просто выстоит, он восторжествует.

 

Как написал Тютчев:

Чему бы жизнь нас не учила,

Но сердце верит в чудеса.

 

 Весной художник сделал свой первый Интернет-проект Антон глазами Дэ, летом впервые за последнее десятилетие он обратился к теме города и сделал проект "Азов глазами Дэ". Азовский фотохудожник Сергей Каменев, выставка которого с большим успехом прошла в Ростовском выставочном зале "Эксперимент", начал цикл фотопроизведений "Азовский мэтр Владимир Дэ", знаменитый азовский поэт Юрий Ремесник - соавтор Малежика, давно уже работает над циклом стихотворений, которые посвящены произведениям Владимира Дэ, стихов, посвящённых художнику, не счесть, его образ побуждает творить.

Художник прожил легендарную жизнь, и много вопросов осталось за форматом этого интервью. Вы можете по электронной почте priazov@pochta.ru присылать свои вопросы, и мы продолжим интервью на страницах сайта.

 

 
Хостинг от uCoz